На начало лета 2023 г общая сумма кредитов, взятых казахстанцами (физическими лицами), достигла 15,3 трлн. тенге. Из них 8,3 трлн. тенге составляют потребительские займы, а около 5 трлн. – ипотечные кредиты. Каждый месяц закредитованность населения растет примерно на 1,5%, при этом увеличивается и количество просрочек. По разным причинам они имеются примерно у 1,5 млн. жителей Казахстана. Невозможность совершать платежи вовремя – ситуация неприятная. Однако из нее есть выход, который заключается в перенесении выплат на отдаленную перспективу. Для этого необходимо обратиться в банк с просьбой изменить пункты договора, касающиеся сроков погашения займа.
Основания для перенесения выплат по кредиту
Они сформулированы в постановлении Агентства РК по регулированию и развитию финрынка, утвержденном в начале июня 2023 г. Согласно документу, заемщик имеет право в течение 30 дней после наступления просрочки обратиться в свой банк с просьбой об изменении кредитного договора. Это возможно в том случае, если судебное решение о взыскании задолженности пока не вынесено.
Как правило, в банк-кредитор обращаются с целью получить отсрочку по выплате займа, реже – с просьбой о снижении процентной ставки. Разумеется, должником должны быть представлены надлежащие аргументы в пользу послабления. Ими могут выступать следующие доводы.
Все пункты объединяет снижение доходов должника или его семьи в целом. Именно это является законным основанием для отсрочки выплат по кредиту. Для подтверждения необходимо подготовить соответствующий пакет документов.
Как правило, в банк-кредитор обращаются с целью получить отсрочку по выплате займа, реже – с просьбой о снижении процентной ставки. Разумеется, должником должны быть представлены надлежащие аргументы в пользу послабления. Ими могут выступать следующие доводы.
- Должник потерял работу и способен это подтвердить справкой из Центра трудовой мобилизации.
- Взявший кредит отнесен к социально уязвимым слоям населения, либо такой статус получил близкий родственник.
- Должник стал временно (более двух месяцев) нетрудоспособным в связи с заболеванием, утвержденным соответствующим приказом Минздрава.
- У заемщика появился ребенок и он (либо супруга) вынужден пребывать в отпуске по рождению.
- Взявший кредит поступил на срочную военную службу.
- У должника умер близкий родственник, что снизило среднемесячный доход домохозяйства.
- С заемщиком или его имуществом случился форс-мажор: пожар, ограбление, затопление или иное ЧП.
Все пункты объединяет снижение доходов должника или его семьи в целом. Именно это является законным основанием для отсрочки выплат по кредиту. Для подтверждения необходимо подготовить соответствующий пакет документов.
Какое решение может принять банк
На рассмотрение заявления финансово-кредитному учреждению дается 15 календарных дней. В течение данного срока банк рассматривает обстоятельства и выносит решение. Оно необязательно будет полностью соответствовать просьбе должника. В реальности могут быть предложены самые разные варианты отсрочки:
Банк способен предложить и другие варианты, в зависимости от конкретной ситуации и условий кредитного договора. Если получится добиться отсрочки, то на период ее действия – банк не начисляет штрафы, пени и прочие неустойки. Кроме того, не проводится суммирование просроченного вознаграждения к основной сумме долга.
Разумеется, банки неохотно идут на уступки заемщикам и могут отказать в отсрочке. Если это сделано необоснованно, заемщик имеет право обратиться в вышестоящую инстанцию – Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. Организация проведет документальную проверку спорной ситуации и вынесет окончательный вердикт. При выявлении нарушений со стороны банка он может быть наказан.
- предоставление более щадящего графика погашения кредита;
- увеличение срока кредитования с сохранением регулярных платежей;
- равномерное распределение ранее отсроченных платежей на будущее.
Банк способен предложить и другие варианты, в зависимости от конкретной ситуации и условий кредитного договора. Если получится добиться отсрочки, то на период ее действия – банк не начисляет штрафы, пени и прочие неустойки. Кроме того, не проводится суммирование просроченного вознаграждения к основной сумме долга.
Разумеется, банки неохотно идут на уступки заемщикам и могут отказать в отсрочке. Если это сделано необоснованно, заемщик имеет право обратиться в вышестоящую инстанцию – Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. Организация проведет документальную проверку спорной ситуации и вынесет окончательный вердикт. При выявлении нарушений со стороны банка он может быть наказан.